Предметы естественно-научного цикла

Биология, химия, физика, математика, информатика

Научно-практическая конференция «Электронный учебник Подмосковья». День второй Московская обл.

Второй день фестиваля «Учительская книга» в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) посвятили естественным наукам. Задачки по физике и химии, новые стандарты в изучении биологии, подготовка к математическим олимпиадам…

И на конференции «Электронный учебник Подмосковья», разумеется, прежде всего обсуждались учебники по предметам естественно-научного цикла.

Впрочем, выступление Артема Соловейчика, главного редактора издательского дома «Первое сентября», вице-президента объединенной издательской группы «Дрофа»-«Вентана-Граф», было посвящено МЕТАучебнику, особой электронной оболочке, соединяющей в себе информацию из разных областей человеческого знания. Учебнику, пока не существующему, но постепенно возникающему – в ответ на вызовы времени. Ведь страшно сказать: 80% популярных сегодня учебников созданы до 1991 года. Сколько всего изменилось с тех пор… А дети все те же параграфы читают, про окислительно-восстановительные реакции и законы инерции. Не совсем понимая, зачем им нужна эта информация.

Если исходить из того, что основная задача школы – помочь ученику сформировать собственную картину мира (связанную с реальностью, разумеется), логично предложить ему такой учебник, в котором можно легко переходить от частного к общему (чтобы увидеть, какое место занимает та или иная подробность в целостном процессе) и обратно.

Но как создать такое чудо? Теоретически – не так уж сложно: разбить картину мира на фрагменты, поддающиеся освоению (дидактические единицы), помочь детям усвоить эти фрагменты (методика), а затем создать условия для воссоздания школьником той самой собственной картины мира из усвоенных элементов.

Собственно, с первыми двумя шагами учителя отлично справляются, каждый – в рамках своего предмета. Вот только целостность ускользает. Если бы эту единую картинку собрать на одном экране (раз уж мы про электронные учебники говорим)!

В сущности, ничего невозможного в этом нет. Чтобы включить отдельный фрагмент в общую композицию, нужно ответить на три известных вопроса: что (что означает этот факт, вещь)? где (в какой точке земного шара или вселенной находится или находилась когда-то)? когда (была открыта, существовала)? Значит, МЕТАучебнику необходимы три основных режима.

Первый – лента времени. Все изучаемые в классе темы автоматически соединятся с ней. После тщательного анализа выяснилось, что, с точки зрения школьной программы, на этой ленте окажется всего около шести тысяч точек. Не так уж много.

Второй режим работы нашего МЕТАучебника – глобус или даже звездная карта, где одной или несколькими точками обозначены интересующие нас научные открытия, исторические деятели, явления природы… Конечно, нам не придется вручную выстраивать эти связи – умная программа способна сделать это за нас.

Конечно, самое сложное – режим тезауруса, раскрытие сути каждого элемента, расходящиеся смысловые и ассоциативные связи. Но и это, с учетом имеющихся технических возможностей, посильная задача.

И вот перед нами образ МЕТАучебника будущего (недалекого): каждый параграф (в электронном учебнике с легкостью поместятся все параграфы из всех школьных учебников по всем предметам) связан с видео– и аудиоматериалами по теме, с тренинговыми и проверочными заданиями, а главное – с теми тремя мета-режимами: с глобусом, с лентой времени и с тезаурусом. И сколько возможностей – уже не технических, педагогических!

Впрочем, участники конференции не только мечтам предавались. О практических злободневных задачах тоже поговорить успели.

Открытый урок Анны Раздорской, учительницы московской школы №1413, был посвящен не столько фотосинтезу, сколько нераскрытому потенциалу электронных учебников. Да, увеличивать картинки, копировать отдельные фрагменты – это все умеют. Но многие педагоги и не знали, что учебник позволяет каждому ученику записать устный ответ, прокомментировать собственноручно созданную в том же учебнике презентацию, схему и отправить свой ответ учителю. Представляете, на уроке выскажутся не пять-шесть избранных, а все присутствующие! Преподаватель потом послушает эти файлы, возможно, даже оценит некоторые, использует на следующих уроках. Для кого-то из медленно, плохо пишущих детей – это шанс проявить себя, продемонстрировать свои способности, не переживая по поводу временных трудностей. Кстати, учитель тоже может свои замечания надиктовать: выслушать аудиофайл ребенку, наверное, приятнее, чем разбираться в наших пометках на полях тетради.

В электронный учебник можно загрузить шаблоны для создания книжек, комиксов. И вот уже слушатели конференции превращают сложный текст параграфа в серию забавных картинок со смешными титрами. А рефераты, выполненные в форме небольших книжечек, учитель без труда соединяет в солидный научный сборник. И все эти творческие работы легко продемонстрировать на страничке класса или школы, чтобы и ребята порадовались друг за друга, и родители могли понять, чем заняты их дети на уроках, за что они получают свои «пятерки».

Поскольку электронные учебники могут быть связаны между собой в локальную сеть даже без интернета, с ними удобно отправиться на экскурсию, они помогут организовать групповую работу в природных условиях. Для биологов – ценное преимущество.

А если возникают технические проблемы, по совету Анны Александровны, можно обратиться за помощью на сайт apdrussia.ru, с которым сотрудничают опытные в компьютерных тонкостях педагоги-консультанты. Кроме того, на сайте ibook.1september.ru открыта регистрация на дистанционный курс повышения квалификации (36 часов), который даст преподавателю шанс справиться с техническими сложностями (и сертификат установленного образца в придачу).

Выступление методиста центра «Электронный учебник» АО«Издательство «Просвещение» Елены Ходовой также не ограничилось рамками предмета. Много внимания было уделено вопросам сохранения здоровья детей: сколько времени может ученик работать за компьютером, не рискуя потерять зрение. Как часто в течение дня разрешено ему возвращаться к компьютеру? Какова должна быть продолжительность перерывов?

Кроме того, бурно обсуждалась проблема сохранения, к примеру, навыков письма у детей, которые чаще печатают на клавиатуре, чем что-то записывают ручкой в тетради.

И, конечно, возникали правовые вопросы: наши подростки способны скачать что угодно откуда угодно, в том числе электронный учебник. Насколько издательство в состоянии защитить свою продукцию? Насколько педагоги могут объяснить детям важность соблюдения законов?

Заместитель руководителя Центра естественно-математического образования АО «Издательство «Просвещение» Владислав Жумаев постарался, в большей степени, сосредоточиться на физике. Но и ему приходилось отступать от темы. Благо возможности электронного учебника это позволяли делать.

В сущности, уже сегодня электронный учебник становится своеобразным аккумулятором огромного количества материалов, имеющих отношение к той или иной учебной теме. Конечно, существует противоречие между желанием «объять необъятное» и требованием создать «легкий» по объему учебник, который бы без проблем загружался на любое устройство. Противоречие между стремлением максимально унифицировать все программы и даже «кнопки» учебников и – одновременно – предоставить педагогам возможность собирать и структурировать контент по своему вкусу…

Что ж, процесс создания современного электронного учебника еще только начался. И у педагогов есть шанс стать участниками инноваций.


Более 1000 наименований книг для учителя представляют: «1С», «ВАКО», «Илекса», «Интеллект-Центр», «Легион», «МДК», «Мир школьника», «Мнемозина», «Национальное образование», «Потенциал», «Просвещение», «СМИО Пресс», «Учитель», «Физикон», «Экзамен-Медиа», «Экзамен», ВИТА-ПРЕСС, Многогранники, МЦНМО, Мысли вслух, ОИГ «Дрофа—Вентана».


Время

Научно-практическая конференция «Электронный учебник Подмосковья»

09:30

Начало работы

10:00

10:15

Открытие дня

10:30

11:45

Лекция

Издательство «Интеллект-Центр»

Система проверочных работ по биологии в основной школе. Переход от старых стандартов к новым

Г.И. ЛЕРНЕР, автор представляемых работ, профессор кафедры методики обучения биологии в МИОО

Лекция

Издательство «СМИО Пресс»

Развитие мотивации к обучению на уроках математики в 5–7-х классах

Е.В. СМЫКАЛОВА, к.п.н., доцент СПб АППО, автор учебных пособий, руководитель проектов «МетаШкола» и «Математические каникулы»

Лекция

Издательство «Экзамен»

Рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации по математике в 2017 году

И.В. ЯЩЕНКО, к.ф.-м. н., директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы

Лекция

Издательство «Экзамен»

Изменения в ЕГЭ по химии в 2017 году и рекомендации по подготовке к экзамену

Ю.Н. МЕДВЕДЕВ, к.хим.н, профессор кафедры общей химии МПГУ, научный сотрудник ФИПИ, член редколлегии журнала «Химия в школе»

Лекция

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Физика: роль различных элементов УМК в организации учебного процесса. Электронная форма учебника

В.А. ОПАЛОВСКИЙ, методист по физике, учитель высшей категории

10.30-10.45. Приветствие

А.С. СОЛОВЕЙЧИК, главный редактор ИД «Первое сентября», вице-президент корпорации «Российский учебник»

10.45-11.45. МЕТА-учебник как новая среда обучения

А.С. СОЛОВЕЙЧИК, главный редактор ИД «Первое сентября», вице-президент корпорации «Российский учебник»

12:00

13:15

Лекция

Издательство «Илекса»

Комплекс методических приёмов в формировании системных математических знаний: устный счёт, теория, практика. Зачетная система». Из опыта работы в ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа», «Школа 1329»

Н.А. ХЛЕВНЮК, учитель высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики

Лекция

Издательство «ВАКО»

Оценивание метапредметных результатов по физике во внеурочной деятельности в соответствии ФГОС ООО средствами пособий издательства «ВАКО»

С.В. ЛОЗОВЕНКО, к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Перышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, учитель физики школы № 1501

Лекция

Издательство «Экзамен»

ЕГЭ 2017 по физике. Решение задач части 2

В.А. ГРИБОВ, к.ф.-м.н., доцент физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Лекция

Издательство «Экзамен»

Особенности подготовки к ОГЭ по биологии в 2017 году

Н.А. БОГДАНОВ, к.п.н., доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникационных технологий МПГУ

Лекция

Издательство «Легион»

Подготовка к олимпиадной задаче профильного ЕГЭ по математике

С.Ю. КУЛАБУХОВ, к.ф.-м.н., заместитель генерального директора издательства «Легион», автор пособий по математике

Открытый урок с использованием ЭФУ на уроках предметов естественно-научного цикла. Опыт школ Московской области

13:30

14:45

Лекция

Издательство «ВАКО»

Формирование образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС на основе интеграции основного и дополнительного образования (из опыта использования авторской линии «Основы экологической культуры»

В.П. АЛЕКСАНДРОВА, к.биол.н., руководитель центра «Одарённые дети» ГБОУ гимназии № 1507 г. Москвы, лауреат Премии города Москвы в области экологического образования и просвещения за разработку линии «Основы экологической культуры»

Лекция

Издательство «Просвещение»

Инновационный подход к изучению основных разделов физики по УМК издательства «Просвещение»

Е.В. КРЫЛОВА, к.п.н, доцент, методист Центра естественно-математического образования АО «Издательство «Просвещение»

Лекция

Издательство «Экзамен-Медиа»

Интерактивное наглядное пособие «Информатика 5-9» издательства «Экзамен-Медиа». Изучение основ алгоритмизации и программирования с использованием компонента «Исполнитель Робот»

А.А. КУДРЯВЦЕВ, it-директор издательства «Экзамен-Медиа»

Лекция

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Естествознание как альтернативный курс в старшей школе

О.С. ГАБРИЕЛЯН, к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ

Подготовка к ЕГЭ по химии с использованием УМК по химии

О.Г. ПЛЕЧОВА, методист по химии объединенной издательской группы «Дрофа»-«Вентана-Граф»

Лекция

Издательство «Интеллект-Центр»

Учебно-методические пособия издательства «Интеллект-Центр» для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня

А.В. СЕМЕНОВ, канд. пед. наук, автор учебных пособий для подготовки к ГИА по математике

От теории к практике: урок в цифровую эпоху

Н.Г. ЕЛИСЕЕВ, руководитель Центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение»

Рейтинг@Mail.ru