-
2019
-
2018
-
2017
-
2016
-
2015
-
2014
-
2013
-
2012
-
2011
-
2010
-
2009
Предметы естественно-научного цикла
Биология, химия, физика, математика, информатика
Научно-практическая конференция «Электронный учебник Подмосковья». День второй Московская обл.
Второй день фестиваля «Учительская книга» в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) посвятили естественным наукам. Задачки по физике и химии, новые стандарты в изучении биологии, подготовка к математическим олимпиадам…
И на конференции «Электронный учебник Подмосковья», разумеется, прежде всего обсуждались учебники по предметам естественно-научного цикла.
Впрочем, выступление Артема Соловейчика, главного редактора издательского дома «Первое сентября», вице-президента объединенной издательской группы «Дрофа»-«Вентана-Граф», было посвящено МЕТАучебнику, особой электронной оболочке, соединяющей в себе информацию из разных областей человеческого знания. Учебнику, пока не существующему, но постепенно возникающему – в ответ на вызовы времени. Ведь страшно сказать: 80% популярных сегодня учебников созданы до 1991 года. Сколько всего изменилось с тех пор… А дети все те же параграфы читают, про окислительно-восстановительные реакции и законы инерции. Не совсем понимая, зачем им нужна эта информация.
Если исходить из того, что основная задача школы – помочь ученику сформировать собственную картину мира (связанную с реальностью, разумеется), логично предложить ему такой учебник, в котором можно легко переходить от частного к общему (чтобы увидеть, какое место занимает та или иная подробность в целостном процессе) и обратно.
Но как создать такое чудо? Теоретически – не так уж сложно: разбить картину мира на фрагменты, поддающиеся освоению (дидактические единицы), помочь детям усвоить эти фрагменты (методика), а затем создать условия для воссоздания школьником той самой собственной картины мира из усвоенных элементов.
Собственно, с первыми двумя шагами учителя отлично справляются, каждый – в рамках своего предмета. Вот только целостность ускользает. Если бы эту единую картинку собрать на одном экране (раз уж мы про электронные учебники говорим)!
В сущности, ничего невозможного в этом нет. Чтобы включить отдельный фрагмент в общую композицию, нужно ответить на три известных вопроса: что (что означает этот факт, вещь)? где (в какой точке земного шара или вселенной находится или находилась когда-то)? когда (была открыта, существовала)? Значит, МЕТАучебнику необходимы три основных режима.
Первый – лента времени. Все изучаемые в классе темы автоматически соединятся с ней. После тщательного анализа выяснилось, что, с точки зрения школьной программы, на этой ленте окажется всего около шести тысяч точек. Не так уж много.
Второй режим работы нашего МЕТАучебника – глобус или даже звездная карта, где одной или несколькими точками обозначены интересующие нас научные открытия, исторические деятели, явления природы… Конечно, нам не придется вручную выстраивать эти связи – умная программа способна сделать это за нас.
Конечно, самое сложное – режим тезауруса, раскрытие сути каждого элемента, расходящиеся смысловые и ассоциативные связи. Но и это, с учетом имеющихся технических возможностей, посильная задача.
И вот перед нами образ МЕТАучебника будущего (недалекого): каждый параграф (в электронном учебнике с легкостью поместятся все параграфы из всех школьных учебников по всем предметам) связан с видео– и аудиоматериалами по теме, с тренинговыми и проверочными заданиями, а главное – с теми тремя мета-режимами: с глобусом, с лентой времени и с тезаурусом. И сколько возможностей – уже не технических, педагогических!
Впрочем, участники конференции не только мечтам предавались. О практических злободневных задачах тоже поговорить успели.
Открытый урок Анны Раздорской, учительницы московской школы №1413, был посвящен не столько фотосинтезу, сколько нераскрытому потенциалу электронных учебников. Да, увеличивать картинки, копировать отдельные фрагменты – это все умеют. Но многие педагоги и не знали, что учебник позволяет каждому ученику записать устный ответ, прокомментировать собственноручно созданную в том же учебнике презентацию, схему и отправить свой ответ учителю. Представляете, на уроке выскажутся не пять-шесть избранных, а все присутствующие! Преподаватель потом послушает эти файлы, возможно, даже оценит некоторые, использует на следующих уроках. Для кого-то из медленно, плохо пишущих детей – это шанс проявить себя, продемонстрировать свои способности, не переживая по поводу временных трудностей. Кстати, учитель тоже может свои замечания надиктовать: выслушать аудиофайл ребенку, наверное, приятнее, чем разбираться в наших пометках на полях тетради.
В электронный учебник можно загрузить шаблоны для создания книжек, комиксов. И вот уже слушатели конференции превращают сложный текст параграфа в серию забавных картинок со смешными титрами. А рефераты, выполненные в форме небольших книжечек, учитель без труда соединяет в солидный научный сборник. И все эти творческие работы легко продемонстрировать на страничке класса или школы, чтобы и ребята порадовались друг за друга, и родители могли понять, чем заняты их дети на уроках, за что они получают свои «пятерки».
Поскольку электронные учебники могут быть связаны между собой в локальную сеть даже без интернета, с ними удобно отправиться на экскурсию, они помогут организовать групповую работу в природных условиях. Для биологов – ценное преимущество.
А если возникают технические проблемы, по совету Анны Александровны, можно обратиться за помощью на сайт apdrussia.ru, с которым сотрудничают опытные в компьютерных тонкостях педагоги-консультанты. Кроме того, на сайте ibook.1september.ru открыта регистрация на дистанционный курс повышения квалификации (36 часов), который даст преподавателю шанс справиться с техническими сложностями (и сертификат установленного образца в придачу).
Выступление методиста центра «Электронный учебник» АО«Издательство «Просвещение» Елены Ходовой также не ограничилось рамками предмета. Много внимания было уделено вопросам сохранения здоровья детей: сколько времени может ученик работать за компьютером, не рискуя потерять зрение. Как часто в течение дня разрешено ему возвращаться к компьютеру? Какова должна быть продолжительность перерывов?
Кроме того, бурно обсуждалась проблема сохранения, к примеру, навыков письма у детей, которые чаще печатают на клавиатуре, чем что-то записывают ручкой в тетради.
И, конечно, возникали правовые вопросы: наши подростки способны скачать что угодно откуда угодно, в том числе электронный учебник. Насколько издательство в состоянии защитить свою продукцию? Насколько педагоги могут объяснить детям важность соблюдения законов?
Заместитель руководителя Центра естественно-математического образования АО «Издательство «Просвещение» Владислав Жумаев постарался, в большей степени, сосредоточиться на физике. Но и ему приходилось отступать от темы. Благо возможности электронного учебника это позволяли делать.
В сущности, уже сегодня электронный учебник становится своеобразным аккумулятором огромного количества материалов, имеющих отношение к той или иной учебной теме. Конечно, существует противоречие между желанием «объять необъятное» и требованием создать «легкий» по объему учебник, который бы без проблем загружался на любое устройство. Противоречие между стремлением максимально унифицировать все программы и даже «кнопки» учебников и – одновременно – предоставить педагогам возможность собирать и структурировать контент по своему вкусу…
Что ж, процесс создания современного электронного учебника еще только начался. И у педагогов есть шанс стать участниками инноваций.
Более 1000 наименований книг для учителя представляют: «1С», «ВАКО», «Илекса», «Интеллект-Центр», «Легион», «МДК», «Мир школьника», «Мнемозина», «Национальное образование», «Потенциал», «Просвещение», «СМИО Пресс», «Учитель», «Физикон», «Экзамен-Медиа», «Экзамен», ВИТА-ПРЕСС, Многогранники, МЦНМО, Мысли вслух, ОИГ «Дрофа—Вентана».
Время |
Научно-практическая конференция «Электронный учебник Подмосковья» |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
09:30 |
Начало работы |
|||||
10:00
10:15 |
Открытие дня |
|||||
10:30
11:45 |
Лекция Издательство «Интеллект-Центр» Система проверочных работ по биологии в основной школе. Переход от старых стандартов к новым Г.И. ЛЕРНЕР, автор представляемых работ, профессор кафедры методики обучения биологии в МИОО |
Лекция Издательство «СМИО Пресс» Развитие мотивации к обучению на уроках математики в 5–7-х классах Е.В. СМЫКАЛОВА, к.п.н., доцент СПб АППО, автор учебных пособий, руководитель проектов «МетаШкола» и «Математические каникулы» |
Лекция Издательство «Экзамен» Рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации по математике в 2017 году И.В. ЯЩЕНКО, к.ф.-м. н., директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы |
Лекция Издательство «Экзамен» Изменения в ЕГЭ по химии в 2017 году и рекомендации по подготовке к экзамену Ю.Н. МЕДВЕДЕВ, к.хим.н, профессор кафедры общей химии МПГУ, научный сотрудник ФИПИ, член редколлегии журнала «Химия в школе» |
Лекция Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана» Физика: роль различных элементов УМК в организации учебного процесса. Электронная форма учебника В.А. ОПАЛОВСКИЙ, методист по физике, учитель высшей категории |
10.30-10.45. Приветствие А.С. СОЛОВЕЙЧИК, главный редактор ИД «Первое сентября» 10.45-11.45. МЕТА-учебник как новая среда обучения А.С. СОЛОВЕЙЧИК, главный редактор ИД «Первое сентября» |
12:00
13:15 |
Лекция Издательство «Илекса» Комплекс методических приёмов в формировании системных математических знаний: устный счёт, теория, практика. Зачетная система». Из опыта работы в ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа», «Школа 1329» Н.А. ХЛЕВНЮК, учитель высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики |
Лекция Издательство «ВАКО» Оценивание метапредметных результатов по физике во внеурочной деятельности в соответствии ФГОС ООО средствами пособий издательства «ВАКО» С.В. ЛОЗОВЕНКО, к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Перышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, учитель физики школы № 1501 |
Лекция Издательство «Экзамен» ЕГЭ 2017 по физике. Решение задач части 2 В.А. ГРИБОВ, к.ф.-м.н., доцент физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова |
Лекция Издательство «Экзамен» Особенности подготовки к ОГЭ по биологии в 2017 году Н.А. БОГДАНОВ, к.п.н., доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникационных технологий МПГУ |
Лекция Издательство «Легион» Подготовка к олимпиадной задаче профильного ЕГЭ по математике С.Ю. КУЛАБУХОВ, к.ф.-м.н., заместитель генерального директора издательства «Легион» по научно-методической работе |
Открытый урок с использованием ЭФУ на уроках предметов естественно-научного цикла. Опыт школ Московской области
|
13:30
14:45 |
Лекция Издательство «ВАКО» Формирование образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС на основе интеграции основного и дополнительного образования (из опыта использования авторской линии «Основы экологической культуры» В.П. АЛЕКСАНДРОВА, к.биол.н., руководитель центра «Одарённые дети» ГБОУ гимназии № 1507 г. Москвы, лауреат Премии города Москвы в области экологического образования и просвещения за разработку линии «Основы экологической культуры» |
Лекция Издательство «Просвещение» Инновационный подход к изучению основных разделов физики по УМК издательства «Просвещение» Е.В. КРЫЛОВА, к.п.н, доцент, методист Центра естественно-математического образования АО «Издательство «Просвещение» |
Лекция Издательство «Экзамен-Медиа» Интерактивное наглядное пособие «Информатика 5-9» издательства «Экзамен-Медиа». Изучение основ алгоритмизации и программирования с использованием компонента «Исполнитель Робот» А.А. КУДРЯВЦЕВ, IT-директор издательства «Экзамен-Медиа», разработчик электронной версии учебников А.В. Пёрышкина |
Лекция Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана» Подготовка к ЕГЭ по химии с использованием УМК по химии О.Г. ПЛЕЧОВА, методист по химии объединенной издательской группы «Дрофа»-«Вентана-Граф» Естествознание как альтернативный курс в старшей школе О.С. ГАБРИЕЛЯН, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии |
Лекция Издательство «Интеллект-Центр» Учебно-методические пособия издательства «Интеллект-Центр» для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня А.В. СЕМЕНОВ, к. п. н., автор учебных пособий для подготовки к ГИА по математике |
От теории к практике: урок в цифровую эпоху Н.Г. ЕЛИСЕЕВ, руководитель Центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение» |