-
2019
-
2018
-
2017
-
2016
-
2015
-
2014
-
2013
-
2012
-
2011
-
2010
-
2009
Предметы гуманитарного цикла
Русский язык, литература, история, география, МХК, музыка, изобразительное искусство, библиотека в школе
Научно-практическая конференция «Электронный учебник Подмосковья». День первый Москва
Фестиваль «Учительская книга» традиционно открылся в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) 31 октября. Первый день фестиваля посвятили гуманитарным наукам: какие последние новости про ЕГЭ по русскому и литературе, как заинтересовать школьников историей человечества, как развить их языковые компетенции, как научить работать с текстом – не только художественного произведения, но и современного учебника, который, оказывается, все меньше напоминает потрепанный томик прописных истин – теперь это компактное электронное устройство, с таким широким спектром возможностей, которые и представить себе нельзя было еще пару лет назад.
Одновременно с фестивалем проходит и Научно-практическая конференция «Электронный учебник Подмосковья», посвященная уникальному проекту Министерства образования Московской области по оснащению всех педагогов и школьников Московской области – с 5-го по 11-й класс – электронными учебниками.
Открывал конференцию Алексей Анопченко, первый заместитель министра образования Московской области, объяснивший заинтересованность министерства в проекте не просто стремлением следовать модным тенденциям. По мнению Алексея Ивановича, электронные средства обучения – эффективный способ увлечь учебой современных подростков, вечно занятых гаджетами и виртуальными игрушками. И только педагог, вооруженный современными технологиями, способен стать для ребенка проводником в мир науки и культуры.
Участников конференции приветствовал также Сергей Каракозов, исполняющий сегодня обязанности ректора МПГУ. Он выразил надежду, что по-прежнему каждый год в университет будут приходить новые поколения студентов, мечтающих стать учителями. Тем более, что профессия эта уже не кажется молодым людям слишком консервативной и архаичной.
Выступление Артема Соловейчика, вице-президента объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана-Граф», главного редактора Издательского дома «Первое сентября», изобиловало цифрами. Из 927 учебников для средней и старшей школы, внесенных в Федеральный перечень, почти семьсот представлены в проекте – по всем предметам, от ведущих издательств. В рамках проекта эти учебники можно бесплатно заказать для себя и всех своих учеников. Менее чем за год (проект стартовал в последних числах декабря 2015 года) этой возможностью воспользовалось 748 школ – более половины всех школ Московской области. Активировано более ста тысяч лицензий, значит, именно столько электронных учебников используются на уроках. Выездные семинары по вопросам работы с электронными учебниками посетило более двух тысяч слушателей.
Конечно, у неопытных пользователей неизбежно будут возникать проблемы. Поэтому в помощь учителям организована служба технической и методической поддержки. А кроме того, действуют дистанционные курсы повышения квалификации (бесплатные, с получением официального документа) – чтобы педагоги научились пользоваться всеми ресурсами электронных учебников. Заявок на прохождение обучения подано более двух тысяч, а успешно окончили курс свыше четырехсот педагогов.
Да, проект возник не по инициативе самих учителей, а по «распоряжению сверху». Но ведь с электроникой так часто бывает. Наши телефоны, компьютеры и планшеты регулярно (порой даже назойливо) предлагают нам разнообразные обновления. Мы, как правило, отказываемся, но вдруг, в свободную минуту, соглашаемся, в порядке эксперимента. Поначалу сердимся на непривычный вид экрана, «не то» расположение кнопок. А потом привыкаем – и уже не мыслим своей жизни без удобных приложений.
С электронным учебником – похожая история. Если потратить время и силы на освоение предложенной «извне» новинки, откроются огромные возможности.
И дело не только в том, что легче станут детские рюкзачки, не только в яркости картинок и удобстве навигации по параграфам и разделам.
Электронный учебник невозможно потерять (в отличие от бумажного предшественника)... Кстати, рассеянными бывают не только ученики. Планы уроков, заметки, оставленные в учебнике, сохранятся, даже если случайно у педагога сломается планшет или ноутбук.
По мнению Артёма Симоновича Соловейчика, проект Министерства образования Московской области благодаря обратной связи и отзывам участников позволит совершить прорыв в учебном книгоиздании и сделать шаг от электронной формы учебников к электронным учебникам. Далее участников конференции ждал невероятный сюрприз: Артём Соловейчик и сооснователь компании Verimag Максим Абаляев продемонстрировали присутствующим прототип электронного учебника с богатейшими функциями и возможностями. Учитель может оперативно руководить работой класса (привычная просьба «открыть учебник на странице сто пятидесятой» будет выполнена мгновенно всеми учениками– благодаря одному клику, который сам педагог и сделает, у каждого ребенка на планшете появится нужный текст), видеть, что делает тот или иной школьник, насколько верно выполняет он задание, какие ошибки допускает. Не стоит объяснять, насколько важно ученику получить оперативную обратную связь, объективную оценку своих усилий сразу по завершению работы– не мучаясь в ожидании неделю, пока усталый преподаватель вернет проверенную контрольную: встроенная в учебник программа сделает это сама, быстро и точно.
Учителя, как правило, сомневаются, что техника, имеющаяся в их распоряжении, позволит пользоваться такими «продвинутыми» новшествами. На самом деле, все не так страшно. Для синхронной работы в классе даже не обязательно подключение к интернету… Максим Абаляев убедительно продемонстрировал это участникам конференции.
Вообще, разработчики внимательно прислушиваются к вопросам и замечаниям педагогов, стараются максимально учесть все пожелания.
Далее на конференции следовали открытые уроки, чтобы учителя на собственном опыте могли испробовать электронные чудеса. Сначала все попали на урок истории – к преподавателю солнечногорской гимназии Александру Баклову. Он показал, насколько новые учебники оживляют учебный процесс, к тому же экономят время – теперь, чтобы выяснить значение нового термина, узнать подробности жизни очередного императора требуются считанные минуты.
На уроке географии, под руководством Ольги Рясной-Бредихиной и Анны Раздорской, собравшиеся создавали опорный конспект темы и не переставали изумляться: оказывается, учебник легко превращается в рабочую тетрадь, в которой можно и печатать, и писать «от руки» (пальцем на экране). Можно даже диктовать свои умные мысли. А умная машина превратит произнесенное в записанное. Причем, без единой ошибки.
Периодически увлеченные работой слушатели тревожно вскрикивали: «Ой, у меня куда-то все пропало!» И облегченно вздыхали, когда ведущие помогали отыскать старательно нарисованные картинки, подписи. Учебник сохраняет всю историю урока, даже если случайно нажмешь «не ту кнопочку».
Были замечания и более «ехидные»: выполняя самостоятельную работу, легко подсмотреть в учебнике нужную информацию, заглянуть в нужный параграф. Знатоки успокоили: так ли уж плохо, если у детей возникает желание заглянуть в учебник. К тому же развивается зрительная память, а еще – способность быстро проглядывать большие объемы текста, извлекать нужную информацию.
К концу урока количество желающих вести свои занятия с использованием электронных учебников явно увеличилось. И сегодня еще не поздно присоединиться к проекту, который продлится минимум до конца 2016 года.
Работу первого дня конференции завершил Сергей Кутузов, методист по ЭФУ объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ», аспирант МИОО. Ведущий познакомил участников конференции с цифровой образовательной платформой LECTA, с ее основными сервисами (интернет-магазин для учеников и родителей, книговыдача для учителей и библиотекарей, online-чтение для посетителей сайта, инструмент для чтения электронных учебников на мобильном устройстве). Важными были рекомендации ведущего по пошаговому внедрению и применению ЭФУ в образовательных организациях.
Проект Министерства образования Московской области, бесспорно, заслуживает пристального внимания и изучения. Это по праву уникальный опыт. Более полная информация, инструкции, технические требования, методические материалы, записи вебинаров со специалистами – на сайте ibook.1september.ru.
Более 1000 наименований книг для учителя представляют: «БИНОМ. Лаборатория знаний», «ВАКО», «Владос», «Интеллект-Центр», «Легион», «МДК», «Мир школьника», «Мнемозина», «Национальное образование», «Просвещение», «Учитель», «Физикон», «Экзамен-Медиа», «Экзамен», Игрушечный домик, МЦНМО, Мысли вслух, ОИГ «Дрофа—Вентана», Юный краевед.
Время |
Научно-практическая конференция «Электронный учебник Подмосковья» |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
09:30 |
Начало работы |
|||||
10:00
10:15 |
Открытие дня |
|||||
10:30
11:45 |
Лекция Издательство «ВАКО» Диалог с текстом, как средство воспитания личности при изучении русского языка Т.М. ПАХНОВА, д.п.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ |
Лекция Издательство «Экзамен» Современные формы итоговой аттестации по литературе. Проблемы и пути их решения Е.Л. ЕРОХИНА, д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи, заместитель проректора по учебно-методической работе МПГУ |
Лекция Издательство «Легион» В помощь учителю: пособия издательства «Легион» по спецификациям ЕГЭ и ОГЭ 2017 года Н.А. СЕНИНА, к.фил.н., профессор Таганрогского института имени А.П. Чехова, начальник отдела русского языка и литературы издательства «Легион» |
Лекция Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана» Проблема формирования национальной ментальности в свете проекта концепции преподавания предметной области «Искусство» Е.С. МЕДКОВА, к.п.н, искусствовед, зав. аспирантурой ФГБНУ Институт Художественного образования РАО |
Лекция Издательство «Просвещение» Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии Г.П. ГИМЕРВЕРТ, методист редакции географии, экономики и экологии АО «Издательство «Просвещение» |
10.30-10.45. Открытие конференции А.И. АНОПЧЕНКО 10.45-11.00. Приветствие от МПГУ
11.00-11.45. Пленарное заседание А.С. СОЛОВЕЙЧИК, главный редактор ИД «Первое сентября» |
12:00
13:15 |
Лекция Издательство «Интеллект-Центр» Опыт подготовки к сочинению на ОГЭ в 9 классе Ж.И. ДЕРГИЛЕВА, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, методист, эксперт всероссийских и международных конкурсов, автор учебных пособий по русскому языку издательства «Интеллект-Центр» |
Лекция Издательство «Экзамен» ЕГЭ. Задание 25. Учимся писать сочинение Г.Т. ЕГОРАЕВА, руководитель департамента методологии АНО «НЦИО», автор пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ |
Лекция Издательство «Легион» Организация подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию с использованием пособий издательства «Легион» О.А. ЧЕРНЫШЕВА, учитель истории и обществознания, руководитель авторского коллектива по обществознанию издательства «Легион», рецензент |
Лекция Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана» Курс «География России» в свете новой концепции географического образования Е.А. ТАМОЖНЯЯ, д.п.н., и.о. зав. кафедрой методики преподавания географии географического факультета МПГУ Роль учебника в современной школе И.И. БАРИНОВА, д.г.н., профессор каф. методики преподавания географии |
Лекция Издательство «Просвещение» Синхронизация курсов истории и переход на линейную систему: УМК по всеобщей истории (5-10 класс). Изучение истории в старшей школе с учетом подготовки к ЕГЭ Е.Ю. АКИМОВА, ведущий методист Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение» |
Открытый урок с использованием ЭФУ на уроках предметах гуманитарного цикла. Опыт школ Московской области
|
13:30
14:45 |
Лекция Издательство «Национальное образование» Подходы к оценке образовательных достижений обучающихся по географии в рамках государственной итоговой аттестации Э.М. АМБАРЦУМОВА, научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ ИСРО РАО, заместитель председателя Федеральной комиссий по разработке КИМ ГИА по географии |
Лекция Издательство «Экзамен-Медиа» Интерактивные учебные пособия издательства «Экзамен-Медиа» как средство организации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы Е.Л. ЕРОХИНА, д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи, заместитель проректора по учебно-методической работе МПГУ |
Лекция Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана» Достижение высокого качества образования через использование методического портфеля учителя русского языка и литературы О.Н. БОЙЦОВ, ведущий методист по русскому языку и литературе «Корпорации «Российский учебник», к.филол.н., психолог |
Лекция Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана» Как создать мотивационную ситуацию на уроке истории? С.В. АГАФОНОВ, ведущий методист по истории и обществознанию «Корпорации «Российский учебник», учитель истории и обществознания школы № 627 г. Москвы |
Лекция Издательство «Просвещение» Развитие основных компетенций (языковой, речевой, лингвистической) на уроках русского языка Н.А. МЕЩАНКИНА, методист редакции русского языка и литературы АО «Издательство «Просвещение» |
Электронный учебник в цифровой образовательной платформе LECTA. Практические аспекты внедрения и применения ЭФУ С.А. КУТУЗОВ, методист по ЭФУ Объединенной издательской группы «Дрофа»–«Вентана-Граф» |