Начальная школа, дошкольное образование, педагогика, психология, воспитание, здоровье детей, физическая культура

Научно-практическая конференция «Электронный учебник Подмосковья». День третий Московская обл.

В третий день фестиваля «Учительская книга» в аудиториях Московского педагогического государственного университета (МПГУ) собрались психологи, специалисты в области воспитания и здоровья детей, педагоги, работающие с дошкольниками и младшими школьниками, учителя физкультуры. Главным объектом интереса стали электронные учебники, которые все увереннее входят в российское педагогическое пространство и создают новые перспективы. Современные цифровые средства дают возможность гармонично объединить традиции и инновации. Об этом говорил на открытии дня Артем Соловейчик, главный редактор издательского дома «Первое сентября», вице-президент объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана-Граф», предваряя мероприятия научно-практической конференции «Электронный учебник Подмосковья».

На учительском столе и школьной парте рядом с бумажным учебником все чаще оказывается электронное устройство – ноутбук, смартфон, планшет. Отличается ли восприятие текста, который мы читаем с монитора, и привычного печатного? Что должен учитывать профессиональный педагог, выбирая тот или иной носитель информации? Эти вопросы волновали и тех педагогов, которые уверенно пользуются новыми возможностями, и новичков, только осваивающих цифровые инструменты. Подробные ответы прозвучали на семинаре «Психологические аспекты использования электронных учебников в начальной школе: от теории к практике», который вела Марина Чибисова, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии МГППУ, главный редактор журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября». Она привела данные исследований, которые говорят, что восприятие ребенком информации с бумажного носителя и монитора существенно различается. И мы должны делать выбор в зависимости от ситуации и педагогической задачи. Например, для детей с дислексией электронный текст может быть более удобным, ведь в нем можно регулировать размер шрифта и другие параметры формата. Печатный же текст мы предложим ученикам, если хотим, чтобы они читали более внимательно, глубоко проникали в смысл, воспринимали текст эмоционально. А вот информацию в цифровом виде читатель лишь сканирует «по диагонали». Интересно, что при таком поверхностном чтении электронный текст воспринимается почти без критики, тогда как информация на бумажной странице побуждает к размышлению и анализу.

Предлагая детям традиционный учебник, учитель дает образец логики и последовательного изложения. А компьютерный текст, фрагментарный и не линейный, с одной стороны дает возможность выстроить свой индивидуальный путь к новому знанию, с другой – создает препятствие для ребят, с трудом осваивающих навыки самоорганизации. Но при этом он задействует больше каналов восприятия.

Одним словом, нельзя говорить о полном переходе от бумажного учебника к электронному, который психологи рекомендуют использовать регулярно и часто, но не постоянно. Это разные инструменты, они дополняют друг друга. Выбирая тот или иной вариант, каждый раз учитель отвечает себе на вопрос «зачем?».

Эти психологические рекомендации были дополнены педагогическими советами на лекции «Новые возможности для начальной школы. Проектирование современного урока с ЭФУ» Ольги Самсоновой, ведущего методиста центра дошкольного и начального образования объединенной издательской группы «Дрофа» – «Вентана-Граф». Ведущая рассказала о том, как электронные учебники при умелом использовании позволяют экономить время, становятся ресурсом для индивидуального подхода, делают взаимодействие с ребенком более живым и динамичным, пробуждают у детей ответственность и самостоятельность.

Большой интерес у участников Фестиваля вызвали комментарии относительно возможных моделей урока при разном техническом оснащении: если гаджеты есть у всех учеников, только у некоторых, ноутбук у учителя и интерактивная доска в классе.

Убедиться воочию в преимуществах электронных учебников участники Фестиваля могли на занятии «Открытый урок с использованием ЭФУ в начальной школе. Опыт школ Московской области», где Анна Раздорская, учитель английского языка, ведущий методист ООО «Мобильное Электронное Образование» демонстрировала на конкретных примерах из учебников русского языка и математики, как можно изучать тему «Ударение» и решать задачи, используя планшеты. Всего лишь скачав нужное приложение, дети получают возможность записывать ход решения с комментариями. Когда учитель прослушает их, то сразу станет ясно, где и почему ребенок ошибся. И наоборот, школьник, придя домой, может воспроизвести еще раз объяснение учителя, которое в классе почему-то не улеглось в голове.

Тему практического применения подхватили учителя Солнечногорской гимназии №6, которые уже год осваивают электронные учебники. Сначала было даже труднее чем детям, но сейчас педагоги убедились в том, что усилия их были не напрасны. Помимо больших возможностей, которые делают урок ярче и объемнее, гаджеты сами по себе привлекательны для ребят. Например, во время поездки дети по дороге стали повально решать задачи и выполнять задания по русскому языку – просто потому что они оказались в приложении на телефонах. Излишне говорить, что изумлению и радости родителей не было предела.

А закончили свое выступление учителя пожеланием удачи всем коллегам, которые пришли на конференцию, чтобы узнать о возможностях электронных учебников.


Более 1000 наименований книг для учителя представляют: «5 за знания», «Айрис-Пресс», «ВАКО», «Все для школы», «Интеллект-Центр», «Легион», «Линка-Пресс», «МДК», «Мерсибо», «Мир школьника», «Мнемозина», «Планета», «Просвещение», «Ребус», «Ребус», «СМИО Пресс», «Сфера», «Титул», «Учитель», «Экзамен-Медиа», «Экзамен», «Ювента», ВИТА-ПРЕСС, Маленький гений , МТО инфо, Национальный книжный центр, ОИГ «Дрофа—Вентана», Рост, Центр методической литературы.


Время

Научно-практическая конференция «Электронный учебник Подмосковья»

09:30

Начало работы

10:00

10:15

Открытие дня

10:30

11:45

Лекция

Издательство «Ювента»

Образовательная область «Физическое развитие»: формирование у дошкольников навыков здорового и безопасного образа жизни (на примере двигательно-игрового комплекса «Интерес. Движение. Игра»)

Д.Б. ЮМАТОВА, к.п.н., зав. отделением психолого-педагогической помощи ГКУСО МО «Железнодорожный СРЦН «Горизонт»

Лекция

Издательство «СМИО Пресс»

Интегрированный литературно-математический курс. 1–4 класс

М.Ю. ПОЛНИКОВА, учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369

Лекция

Издательство «Экзамен»

Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам русский язык и математика в 2017 году

Е.В. ВОЛКОВА, учитель начальных классов ГБОУ «Многопрофильная Школа №1374», высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Мое призвание-учитель», лауреат конкурса «Учитель года-2010» в номинации «Самый классный классный», председатель Ассоциации УНК города Москвы

Лекция

Издательство «Титул»

Комплексное развитие творческих способностей и речемыслительной деятельности дошкольников в рамках ФГОС ДО (на примерах развивающих пособий для дошкольников издательства «Титул» и курса «12 шагов к английскому языку)

И.М. БУРОВ, ведущий методист издательства «Титул»

Лекция

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Модели оценки достижения планируемых результатов обучения математике младших школьников»

О.А. РЫДЗЕ, к.п.н., автор учебников и учебных пособий системы УМК «Начальная школа ХХI века» корпорации «Российский учебник», старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

10.30-10.45. Приветствие

М.Ю. ЧИБИСОВА, к.психол.н, доцент факультета социальной психологии МГППУ, главный редактор журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября»

10.45-11.45. Психологические аспекты использования электронных учебников в начальной школе: от теории к практике

М.Ю. ЧИБИСОВА, к.психол.н, доцент факультета социальной психологии МГППУ, главный редактор журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября»

12:00

13:15

Лекция

Издательство «ВАКО»

Развитие мелкой моторики рук посредством художественно-твор­ческой деятельности

Е.А. УЛЬЕВА, педагог-новатор, методист сети детских центров «Сёма», член Союза писателей РФ, автор УМК «Времена года», методических пособий и развивающих пособий для детей

Лекция

Издательство «Планета»

Формирующее самооценивание в начальной школе: итоговая комплексная работа как основа качественной подготовки учащихся начальной школы к написанию Всероссийской проверочной работы

М.С. УМНОВА, главный редактор издательства «Планета»

Лекция

Издательство «Экзамен»

Подготовка руки ребёнка к письму в возрасте от 2-х до 7 лет. Развитие графических навыков и пространственных представлений

С.П. ЦИНОВСКАЯ, педагог-психолог высшей категории, автор примерной основной программы «Дошколка.ру», автор серии развивающих прописей «Занимательные рисовалочки»

Лекция

Издательство «Айрис-Пресс»

Причины плохого почерка у младших школьников и методы его коррекции

И.И. ПРАВЕДНИКОВА, к.психол.н., практикующий нейропсихолог, руководитель нейропсихологического центра «Фэмили»

Лекция

Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана»

Современный подход к организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста ДОО, с учетом обеспечения преемственности между ФГОС ДО и НОО»

Е.Ю. АЗБУКИНА, к.п.н., ведущий эксперт управления проф роста педагогических кадров отдела ДиНО ГАОУ ДПО МЦ РКПО, г. Москва, практикующий психолог

Открытый урок с использованием ЭФУ в начальной школе. Опыт школ Московской области

13:30

14:45

Лекция

«Все для школы»

Игровая конструкторская деятельность в дошкольной образовательной организации

А.С. ГАЛАНОВ, ведущий специалист по научно-методическим разработкам дошкольного образовательного проекта «Дошколка.ру» директор «Лаборатории психологической безопасности» Международной Академии Психологических Наук (МАПН)

Лекция

Издательство «Экзамен-Медиа»

Интерактивные учебные пособия издательства «Экзамен-Медиа» как средство организации учебной деятельности на уроках в начальной школе

Развитие предметных компетенций обучающихся при работе с интерактивными учебными пособиями «Наглядная начальная школа»

И.В. ИВАНОВА, учитель высшей категории, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы»

Лекция

Издательство «Интеллект-Центр»

Новый подход к оценке учебных достижений обучающихся школы начального уровня. Подготовка к ВПР в 2016–17 учебном году

О.Д. РАСТЕГАЕВА, методист ГБОУ Школы № 2097 г. Москвы, учитель высшей категории, отличник народного просвещения

Лекция

Издательство «Легион»

Организация внеурочной деятельности по развитию проектных навыков обучающихся с использованием пособий издательства «Легион»

Е.Г. КОННОВА, выпускница МФТИ, победитель конкурса лучших учителей образовательных учреждений в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование», автор пособий по математике

Лекция

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Повышение метапредметного потенциала информатики в начальной школе (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

А.В. ГОРЯЧЕВ, к.п.н., лауреат премии Правительства РФ в области образования

Новые возможности для начальной школы. Проектирование современного урока с ЭФУ

О.Ю. САМСОНОВА, ведущий методист центра дошкольного и начального образования объединенной издательской группы «Дрофа»–«Вентана-Граф»

Рейтинг@Mail.ru